С медицинской точки зрения понятие перелома нижней челюсти применимо во всех случаях, связанных с нарушением целостности костной структуры, вызванным внезапным приложением чрезмерной внешней силы. Перелом представляет собой многофакторный комплекс характерных симптомов, которые следует учитывать при составлении общей клинической картины. Согласно статистике, подобные патологические состояния занимают около 6-8% от общего числа травм, связанных с повреждением скелетной структуры, и более 70% – если говорить непосредственно о черепном отделе. Наиболее распространенной причиной, влекущей за собой самые сложные и тяжелые последствия, становятся ДТП, характеризующиеся преобладанием повреждений комбинированной формы.
Помимо травматических переломов, возникающих на фоне механического силового воздействия, примененного по отношению к здоровой костной структуре, выделяют также патологические переломы. В этом случае речь идет о негативном состоянии, возникающем на фоне избыточной нагрузки кости, ранее уже подвергшейся изменению ввиду развития различного рода заболеваний. Ослабить структуру, и сделать ее более уязвимой к получению травм, способны опухоли и кистозные образования, остеомиелит, а также иные болезни челюстного отдела.
Исходя из состояния кожного покрова и слизистых тканей, различают закрытые и открытые формы нижнечелюстных переломов. Нарушение целостности, локализованное в пределах альвеолярного отростка, по умолчанию определяется как открытый перелом. К числу дифференцирующих критериев также относятся:
Нижнечелюстной отдел, как правило, претерпевает повреждения в наиболее уязвимых и слабых точках. Наличие смещения зависит от силы тяги мышц, а также от внешних факторов – силы воздействия, его направления, и т.д.
Общие показания, наблюдаемые при переломах нижней челюсти, преимущественно типичны, и меняются только исходя из степени тяжести травмы, срока, прошедшего с момента ее получения, а также наличия сопутствующих повреждений. Оценка тяжести требует подробного изучения анамнеза, что в отдельных случаях может оказаться затруднено состоянием пациента. Для получения детализированной информации назначается лабораторная и рентгенографическая диагностика.
К числу основных симптомов, характерных для перелома нижнечелюстного отдела, относят:
Подтвердить патологическое состояние документально помогает рентгеновское обследование, выполненное в трех проекциях: фронтальной и двух боковых. Также в качестве альтернативы допускается применение других методов сканирования – компьютерной томографии, ядерно-магнитного резонанса, и т.д. Визуальный осмотр и пальпация позволяют выявить общие отклонения, однако не дают точного понимания специфики и сложности травмы.
Протоколы восстановления, применяемые в травматологии, основываются на последовательной реализации двух стадий. Первая предусматривает транспортную иммобилизацию фрагментов, исключающую их вторичное смещение, а также ввод анестезирующих препаратов, упреждающих возможный болевой шок, и предотвращающих болезненные ощущения. Транспортная иммобилизация проводится с помощью традиционных средств, к числу которых относят шину-пращу Энтина или пращу Померанцевой-Урбанской, лигатурную обвязку, а также различного рода шины-ложки. В качестве альтернативы могут быть использованы подручные материалы: бинтовые повязки с фиксацией подбородка-темени, небольшие дощечки, шпатели и карандаши. Основная задача иммобилизации – сохранение текущего состояния в период транспортировки пациента до медицинского учреждения. Стоит отметить, что в обычной практике подобные процедуры реализуются далеко не всегда. Некорректный подход обуславливается недооценкой важности и значимости указанных действий с точки зрения достижения желаемого результата лечения.
Вторая стадия – оказание стационарной помощи, основанной на показаниях клинической картины, полученных в ходе предварительно проведенной диагностики. Челюстной отдел подвергается ряду манипуляций, в ходе которых отломки репозиционируются и фиксируются с помощью ортопедических конструкций. Для иммобилизации нижней челюсти применяется резиновая тяга, гипсовые шины, а также иные конструктивные решения. Продолжительность восстановления зависит от сложности повреждений, и варьируется в диапазоне 4-12 недель.