С наступлением периода сменного прикуса развитие челюстно-зубного аппарата у детей следует держать под контролем. Стоматолог своевременно выявит формирование патологии, предпримет адекватные действия для ее устранения. Поводом для обращения к врачу служит ряд признаков, предшествующих окклюзионным дефектам.
Самая распространенная, определяемая визуально патология – неровность зубных рядов. Дистопированные (неверно расположенные), повернутые, скученные единицы не только нарушают стоматологическую эстетику, но и влекут ряд заболеваний. К последним относятся воспаления десен, повышенная стираемость эмали, частые поражения кариесом и т.д.
Отталкиваясь от возраста ребенка, ортодонт выбирает оптимальный корректирующий аппарат для устранения дефектов – нёбные пластины; трейнеры; элайнеры, брекеты.
Дефекты прикуса приводит к головным болям. Эта взаимосвязь обусловлена следующими причинами:
Перед проведением ортодонтического лечения проводят следующие мероприятия:
– нормализуют мышечный тонус;
– устанавливают нижнюю челюсть в верное положение;
– закрепляют достигнутый результат ретенцией.
После подготовительных мероприятий устраняют дефекты прикуса.
У детей могу возникнуть и закрепиться наклонности, провоцирующие в дальнейшем стоматологические проблемы:
Под воздействием негативных факторов формирование зубочелюстного аппарата происходит неправильно – сужается верхняя челюсть, возникают дефекты окклюзии. При выявлении негативных привычек следует обращаться к стоматологу, который даст рекомендации, подберет соответствующие упражнения для коррекции правильного развития прикуса.
Щелканье, слышимое при открывании ребенком рта, свидетельствует о нарушении смыкания челюстей и дисфункции височно-нижнечелюстного сустава.
Пренебрежительное отношение к проблеме чревато в дальнейшем болями при движении челюстей, неверным их развитием. Поэтому щелчки – весомый повод для обращения к стоматологу.
При отсутствии результатов логопедического лечения у детей старше 5 лет имеет смысл обратиться к ортодонту.
Причина речевой дисфункции может заключаться в нарушении окклюзии. Чаще эта проблема мешает произношению шипящих, свистящих согласных. Ортодонтическая коррекция подготовит условия для дальнейших логопедических занятий.
Раннее удаление молочных зубов требует восполнения утраченных единиц. В обратном случае освободившееся пространство будут занимать соседние элементы зубного ряда, создавая следующие проблемы:
– нарушение функции жевания;
– дисбаланс мускулатурного равновесия;
– возникновение негативных привычек;
– утрата эстетики улыбки.
Для предупреждения негативных последствий ребенку устанавливают протезные конструкции, которые без дискомфорта предупреждают смещение зубов, нормализуют жевательную функцию.
На развитие прикуса также отрицательно воздействуют задержавшиеся молочные зубы, которые не дают коренным резцам занять полагающееся место в ряду.
Перекрытие резцов, заметное визуально, относится к дефекту – мезиальной окклюзии, характеризующейся выступающими вперед нижними резцами. При этом развитие верхней челюсти блокируется. Лечение аномалии начинают с 5–6-летнего возраста, иначе проблема может усугубиться.
При размере щели между резцами обеих челюстей свыше 2 мм возникает сагиттальная щель. Развитию патологии способствует недоразвитие нижней челюсти и/или выступающие вперед верхние зубы.
Дефект сопровождается частым травмированием зубов, поэтому требует своевременной коррекции.
В период сменного прикуса крупным коренным зубам требуется больше пространства в ряду. Активный рост челюстей способствует возникновению необходимых промежутков. В обратном случае постоянные элементы не могут занять свою позицию и растут вне ряда.
Поводом для обращения с ребенком к врачу выступают также следующие проблемы:
Патологии диагностируются после осмотра у стоматолога, который разрабатываются методы их устранения.