При реставрации фронтальной и жевательной групп зубов учитываются многочисленные различия. Это касается степени поражения коронковой части, причин необходимости восстановления, требований к функциональности и способности выдерживать нагрузки. При этом передние зубы больше подвержены травматических повреждениям, жевательные чаще страдают от кариеса.
К главными причинам, по которым требуется терапия единиц жевательной зоны, относятся:
В большинстве случаев терапия нужна из-за плохой гигиены, вызывающей появление кариеса. При отсутствии своевременно лечения он постепенно затрагивает коронку, вызывая сначала изменение цвета, затем размягчение и разрушение тканей, вызываемые болезнетворными бактериями.
Для воссоздания боковой группы используются разные способы. Выбор зависит от степени повреждений, необходимости возвращения функциональности зуба, выбранных материалов. Различают два варианта – прямая и непрямая реставрация.
При прямом восстановлении предполагается возвращение прочности, формы и оттенка с использованием пломбировочных композитов, иономерного цемента, компомеров и других пломбировочных материалов. Техника показана при разрушении, не превышающей 50% коронковой части, лечение проводится за одно посещение Пациента. К преимуществам относятся:
Материалы наносятся послойно, постепенно воссоздавая контуры жевательной поверхности. Но прочность не самая высокая, поэтому метод рекомендуется для воссоздания 1-го класса разрушения.
Непрямая реставрация предполагает использование микропротезов, то есть возможно восстановление при значительном объеме повреждений. Для этого применяются керамические и металлокерамические коронки, вкладки, полукоронки и накладки. Способ показан в случае, если прямые методы не позволяют полностью вернуть функциональность, то есть будут неэффективными. Но для такого лечения необходимо минимум дважды посещать врача, а стоимость будет выше.
Для выбора методики учитываются классы поражения, всего их различают три. При первом наблюдается разрушение фиссур при кариесе. Объемы поражений небольшие и средние, позволяющие использовать послойную прямую реставрацию. Второй класс отличается глубокими поражениями, но не превышающими 50%. Бугры и валики остаются нетронутыми, что облегчает лечение. Третий класс характеризуется наличием больших кариозных полостей, в некоторых случаях затрагивается до 2/3 коронки. Валики и контактные выступы стерты или отсутствуют, для воссоздания формы применяются микропротезы.
Особенностью терапии боковой группы выступает необходимость формирования формы бугров, что требуется при 3-м классе поражений. Это позволяет смоделировать жевательную поверхность, вернуть способность к пережевыванию пищи, что необходимо при таком лечении.
Бугорки – это возвышения пирамидообразной формы на жевательной поверхности зуба. Они используются для дробления пищи, что необходимо для нормального ее усвоения ЖКТ. Отсутствие таких точек становится причиной неправильного пережевывания, развития заболеваний желудка или кишечника. Именно поэтому при реставрации такое значение уделяется возвращению правильной анатомической формы. Для этого применяются разные методы, среди которых ручное моделирование или применение Wax-up способа. При этом сначала формируются выступающие точки, подвергаются светополимеризации и только после этого проводится восстановление пространства между буграми.
При выполнении работы очень важно правильно определить высоту выступающих элементов. Для этого врач использует композитный материал для снятия слепка и определения параметров будущей модели. Высота замеряется циркулем, после чего можно приступать к формированию фиссур и впадин поверхности поврежденного элемента.
При использовании способа Wax-up вместо композитного оттиска сначала изготавливается модель из гипса. На ее основе техник делает восковую конструкцию и на ее основе изготавливает полимерный шаблон. Он используется для восстановления зуба, воссоздания анатомии.
Стоимость восстановления зависит от следующих факторов:
Полная стоимость зависит от степени повреждения зуба:
Самой сложной работой выступает воссоздание формы с применением внутриканальных штифтов. Расценки зависят от многих факторов, могут достигать 20 тысяч и выше.