Медицина ушла далеко вперед, но в связи с низким уровнем просветительной работы не все обращаются за помощью квалифицированного врача вовремя. Нарушения речи у детей диагностируют в возрасте 3 лет. На этом этапе у ребенка сформирован прикус и закреплены вредные привычки. К сожалению, не все родители вовремя замечают проблему и не придают ей достаточное значение. Неправильный прикус служит предпосылкой для развития дефектов речи. И наоборот, неправильно поставленная речь может оказывать влияние на формирование зубочелюстного аппарата.
Неправильная речь также оказывает негативное воздействие на формирование прикуса. Привыкая произносить звуки неверно, ребенок формирует и закрепляет привычку неправильного положения челюсти во время разговора.
Замечая какие-либо дефекты в речи ребенка, родители ведут его к одному специалисту – логопеду. Отчасти это верное решение. Если проблема речи заключается в неправильном положении языка, а других дефектов нет, логопед справиться со своей задачей на отлично. В случае если присутствуют нарушения зубочелюстной системы, потребуется смежное лечение нескольких специалистов.
Эффективность лечения напрямую зависит от взаимодействия логопеда со смежными врачами. Перед тем, как приступить к лечению, логопеду необходимо иметь заключение о состоянии зубочелюстной системы от ортодонта и хирурга-стоматолога. Полноценные сведения о состоянии артикуляционного аппарата ребенка помогут выстроить грамотную схему коррекции нарушения речи.
Причины аномалий можно разделить на две категории:
К наследственным причинам следует отнести неправильное развитие челюстей, расщелину твердого неба, короткую уздечку языка. По возможности причины корректируются хирургическим вмешательством.
Список ненаследственных причин очень обширный и напрямую зависит от родителей. Основной вклад в развитие неправильного прикуса вносят вредные привычки, которые нарушают естественное развитие челюстно-лицевой системы ребенка.
К ним относят:
В результате у ребенка происходит неправильное формирование нижней челюсти, деформация зубных дуг, отрытый прикус. Если родители замечают какую-либо вредную привычку, необходимо избавиться от нее как можно раньше. Чем дольше ребенок практикует вредные привычки, тем глубже укореняется рефлекс. Эти действия становятся автоматическими, ребенок не замечает, как начинает повторять эти движения снова и снова. Профилактика и устранение вредных привычек наиболее важное и действенное звено в предотвращении развития аномалий зубочелюстной системы.
У взрослого зубочелюстной ряд полностью сформирован, поэтому коррекция прикуса и дефектов речи проводится дольше. Принципы лечения мало отличаются от схем коррекции нарушений у детей. Требуется совместная работа логопеда и ортодонта. Постепенный отказ от вредных привычек, специальные упражнения на развитие силы языка и круговой мышцы рта будут незаменимым дополнением к основному лечению.
На первый взгляд последствия от неправильного прикуса не кажутся критичными. Первым в голову приходит только косметический дефект. На самом деле проблем намного больше. При неправильном прикусе скалываются пломбы, по причине повышенного контакта зубов их эмаль стирается быстрее, губы западают, оголяются корни зубов. Нарушается правильная работа височно-нижнечелюстного сустава.
Формирование красивой речи невозможно без правильного развития челюстно-лицевой системы. Коррекцию нарушений можно проводить в любом возрасте. Родителям необходимо следить за своими детьми и при первых признаках патологии незамедлительно обращаться к врачу. Важно помнить, что профилактировать возникновения патологий прикуса значительно проще, чем проходить длительное лечение.