Логопедия – это наука, изучающая речевые патологии различного происхождения и способы их устранения.
Несмотря на то, что это педагогическая наука, она очень тесно связана со стоматологией, ведь чаще всего речевые нарушения вызваны функциональными нарушениями организма и зубочелюстной системы в частности.
Особенно сильная взаимосвязь логопедии с ортодонтией: большинство дефектов речи возникают в результате некорректного развития речевых органов.
Речевой аппарат можно условно разделить на два отдела: центральный и двигательный.
В свою очередь, двигательный отдел включает в себя отдел артикуляции, представленный губами, языком, твердым и мягким небом, а так же обеими челюстями. Некорректное развитие отдела артикуляции приводит к нарушениям речи.
Это может происходить по следующим причинам:
Чтобы предотвратить возникновение как ортодонтических аномалий, так и речевых дефектов, родителям следует соблюдать ряд правил:
Многие родители напрасно не уделяют должного внимания развитию молочных зубов, считая, что они все равно сменятся постоянными. С точки зрения логопедии и ортодонтии – это в корне неверный подход.
Во-первых, при ранней потере молочных зубов требуется их протезирование. Оно заключается в использовании специальной замещающей конструкции. В противном случае, соседние зубы начнут перемещаться на свободное место и постоянные зубы прорежутся неправильно. Это – прямой путь к нарушению прикуса.
Во-вторых, лучший возраст для первого посещения ортодонта это 3-4 годика. На этом этапе еще можно предотвратить развитие аномалий и избежать будущего серьезного лечения на брекет-системах.
Взаимодействие этих специалистов позволит устранить не только сам дефект речи, но и его причину.
Ведь логопед просто не сможет помочь ребенку сформировать правильное произношение звуков, если они обусловлены нарушением прикуса. В свою очередь, специальные упражнения, предложенные логопедом, помогут ускорить ортодонтическое лечение и значительно повысить его эффективность.
Для коррекции аномалий прикуса, а так же избавления от вредных ортодонтических привычек, используются трейнеры и вестибулярные пластинки.